/* Google analytics */

Tuesday, September 15, 2015

Иван Пирамида и Юрий Четвёркин-Отвёрткин


В книге «Сундучок, в котором что-то стучит» В. П. Аксенов писал:

— Простите, Юрий Игнатьевич, — борясь с волнением, осторожно обратился я к старому авиатору. Осторожности, читатель, научила меня моя профессия. — Не являетесь ли вы родственником знаменитого в «серебряном веке» пилота Юрия Четвёркина, имя которого связано с подвигами легендарного Ивана Пирамиды?

— Как! — вскричал авиатор. — Вы знакомы с этой историей?!

— Более того, я… эм… написал об этом повесть, — смущенно пробормотал я. — А вы не читали?

Имя Ивана Пирамиды известно мне из одного-единственного источника — фильма «Пока безумствует мечта», снятого действительно по сценарию Аксенова. Пирамида в этом фильме — псевдоним Юрия Отверткина, юноши, мечтающего стать знаменитым авиатором. Меня смущает вот что. Фильм был снят в 1978 году. «Сундучок, в котором что-то стучит» был написан в 1975 (и вышел в 1976). Выходит, повесть, о которой говорит автор в «Сундучке», не может быть сценарием фильма? Тогда о чем же речь? Может быть, есть какая-то другая повесть Аксенова, возможно, неопубликованная, на основе которой он написал сценарий? Вот бы почитать! Или Василий Палыч тогда уже написал этот сценарий?

Update: Эврика! Вот оно: «О, этот вьюноша летучий». Это сборник киносценариев В. П., в который вошли:

  • …Пока безумствует мечта сценарий приключенческого фильма
  • Юноши и мужчины (литературный киносценарий)
  • Кто первый поймает Гитлера литературный киносценарий
  • Перекресток сценарий
  • Бурная жизнь на юге Комедия для кино с семью песнями
  • Сена – Нева, морем и по воздуху («От Невского до Монпарнаса») Сценарий музыкальной комедии
  • «О, этот вьюноша летучий!» Сценарий музыкального фильма по мотивам старинных русских повестей и сказок
  • Пять тысяч секунд
  • Олег и Ольга Сценарий художественного фильма

И сценарий написан действительно в виде повести, а не пьесы. Юрий Четвёркин там все еще Четвёркин, а не Отвёрткин, как его назвали в фильме. И, несомненно, это та самая повесть, о которой говорил Аксёнов! В предисловии, между прочим, Д. Быков называет ее «авиапоэмой»:

Юрий Горковенко в 1978 году снял ретромюзикл «Пока безумствует мечта» – далеко не соответствующий уровню аксеновской авиапоэмы, но и на том спасибо.

Эх, жаль, не расспросил я Василия Палыча об этой повести-сценарии, когда в 1993 году был на встрече с ним...

No comments:

Post a Comment